Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Логопедическая школа: страничка учителя-дефектолога Храбровой Ирины Юрьевны

Дата: 14 ноября 2017 в 19:00, Обновлено 6 июня в 19:05

Развитие ребенка 5-6 лет:

шпаргалка для родителей

         Развитие ребенка 5-6 лет не менее важно, чем в предыдущие годы жизни.

Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было с уверенностью говорить о том, что его развитие соответствует норме? На этот вопрос вы получите исчерпывающий ответ, прочитав эту информацию.  

Вот как развивается ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет):

Физическое развитие ребенка 5-6 лет:

  • ребенок ходит на пятках, носках, на тыльной стороне стопы, с высоко поднятыми коленями, широкими, приставными шагами, изменяет темп и направление ходьбы; 
  • бегает в разных направлениях и темпе; 
  • чередует движения между собой; 
  • ловит, бросает, отбивает, перебрасывает, забрасывает мяч; 
  • прыгает на двух ногах на одном месте, с продвижением вперед, назад, в стороны, в высоту, в длину, через препятствия;  прыгает на одной ноге, со сменой ног;
  • спрыгивает с высоты; ползает разными способами;
  • выполняет элементы спортивных игр, например, бадминтон, хоккей, теннис, футбол, фигурное катание и т.д.

Гигиенические умения ребенка 5-6 лет

  • ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот;
  • культурно ведет себя за столом; по мере необходимости пользуется носовым платком;
  • самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью;
  • положительно относится к оздоровительным и закаливающим мероприятиям.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 5-6 лет

  • здоровается, прощается, благодарит;
  • стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых; 
  • проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
  • проявляет навыки взаимодействия с детьми;
  • активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность; 
  • действует по словесной инструкции, заданию взрослого; 
  • знает некоторые достопримечательности своей страны и города (села); 
  • проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.

Познавательное развитие ребенка 5-6 лет ребенок

  • определяет форму целого объекта и отдельных деталей;
  • различает цвета и оттенки; 
  • знает основные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник);
  • мысленно может представлять план продвижения по знакомому зданию, улице, менять пространственное расположение окружающих объектов;
  • устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные отношения;
  • произвольно и целенаправленно запоминает;
  • проявляет произвольное внимание (ставит перед собой определенную задачу);
  • экспериментирует, моделирует;
  • группирует, классифицирует, анализирует, синтезирует, обобщает;
  • находит «один» и «много» среди окружающих его объектов;
  • считает в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  •  знает цифры от 0 до 10;
  • решает простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
  • определяет пространственное расположение объектов;
  • знает части суток, времена года, дни недели, месяцы;
  • знает, что живет на планете Земля, что такое космос.

Речевое развитие ребенка 5-6 лет

  • активно употребляет все части речи;
  • использует антонимы, синонимы, многозначные слова;
  • умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);
  • образовывает прилагательные от существительных (море - морской);
  • подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);
  • правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука [р]);
  • изменяет силу, высоту, интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;
  • подбирает слова на заданный звук, находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);
  • делит слова на слоги;
  • декламирует стихи без помощи взрослого;
  • составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ.

Художественно-творческое развитие ребенка 5-6 лет

  • воспринимает вокальную и инструментальную музыку; 
  • различает громкость звучания, ее настроение; голоса исполняющих (детский, женский, мужской);
  • активно включается в танцевально-творческую деятельность;
  •  двигается под музыку, исполняет различные танцевальные движения (притопы, хлопки, шаги, кружение, приседание и т.д.);
  • создает предметные, сюжетные и декоративные рисунки, лепные поделки и аппликации с натуры, по образцу, по подражанию, по собственному замыслу;
  • конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.


Консультация для родителей:

«Развитие внимания у дошкольников»

       Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: "Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен. " Но далеко не все задумываются о том, что значит "готов к школе", и очень многие, заблуждаясь, начинают "готовить" своего ребёнка, заставляя его учиться читать, считать и писать.

          Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.

           Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.

        В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.

         Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?

         Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

    У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

          Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

        Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.

           Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

       Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Рекомендации для родителей

по развитию внимания

           Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

           Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении - дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности. 

            Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

            Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

            Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами" и ориентировать его на завершение основной деятельности. 

             Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски ("Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".

               Развивая внимание детей,  важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

               Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе.

              Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Существует много игр, упражнений,

которые помогут развить внимание:

  1. Загадки. 
  2. Подвижная игра «Будь внимателен» (Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  3. «Волшебное слово» (Взрослый показывает упражнения, а ребенок их

повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!").

  1. «Где что было?», (Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе;

ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок

указывает, что изменилось).

  1. «Назови, что ты видишь?» (Ребенок за одну минуту должен назвать как

можно больше предметов, находящихся в комнате).

  1. Подвижная игра «Карлики и великаны» (Ребенок должен слушать словесную

инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

  1. «Найди пару»
  2. «Найди отличия» и т.д.

Попробуйте,

          начните,

  и результат

 не заставит

себя ждать!


Для Вас, родители!

"Развиваем речь на прогулке, на кухне,

на даче"


Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.